РП Русский язык 7 класс

Приложение к ООП ООО
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР

___________Чернышева И.П.

__________Безбородова О.С. ____________ Э.Г. Клец

Протокол № 1
от августа 2024 г.

августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 4
г. Сальска

Приказ № ____
от августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 7 «А» класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Козачанская Алевтина Андреевна
учитель русского языка и литературы

Сальск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых
результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и
язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя
России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского
языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях,
понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных
жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и
других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к
культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом
формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение
нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных
грамматических
средств;
совершенствование
орфографической
и
пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как
средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в
процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной
текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла,
коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную
область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число
часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5
часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в
неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Согласно календарно-учебному графику на 2024-2025 количество часов в 7 «А» классе
составляет 131 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории
народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной,
вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев,
способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств
выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка

Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные
стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в
причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание
падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий —
висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах
причастий и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в
рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в
деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием
и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными
деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в
деепричастиях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с
деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом (в
рамках изученного).
Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в
речи.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и
превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы
произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное
написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце
наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).

Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция
слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи
от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные.
Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное
использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование предложно-падежных форм с
предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов
предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов.
Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и
повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки
препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного
предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения
в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и тексте в
соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности
предложений с частицами.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные,
модальные.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи.
Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями
речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание
частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию,
этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и
художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное
выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование
грамматических омонимов в речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в
ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре
своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности,
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося
будут
сформированы следующие
метапредметные
результаты:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие умения
работать
с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут
сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на
основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);
выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе
жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.

Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение
информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное)
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов
(рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом
не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и
выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных
публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен
составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов; словарного диктанта
объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов, составленного
с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение
третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями);
соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его
структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте:
фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с
учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного
текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и
второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица
рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать
информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять
содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с
опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и
функциональные стили (научный,
публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу
употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах

публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности
жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью;
оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу
употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов;
применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового
анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов
(на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского
языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их
коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство
выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения,
активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов;
применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и
грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы,
частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ:
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические
функции.
Причастие
Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола и
имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и
страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных
причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это
умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать
причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена
прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно ставить ударение в
некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и
суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания
гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед
суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным
оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие

Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию
деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это
умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и
раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными
оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий;
различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования
наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного),
применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий,
постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий;
написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов
наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и
раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории
состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от
самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и
непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими
особенностями, соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами,
предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний, правила правописания производных
предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по
значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи
однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими
особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в
сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица

Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по
значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и
тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с
частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской;
соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по
значению, объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности
звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной
литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой
практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1 Язык как развивающееся явление
Итого по разделу
Раздел 2. Язык и речь
2.1 Монолог и его виды
2.2

Диалог и его виды

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

1
1

Итого по разделу
Раздел 3. Текст
3.1 Основные признаки текста (повторение)

2

Информационная переработка текста. Смысловой анализ
текста
3.3 Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как
функционально-смысловой тип речи
Итого по разделу
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1 Публицистический стиль

2

1

4

2

3.2

4.2

Официально деловой стиль

Итого по разделу

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

8
4
2
6

Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

№
п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

5.1

Морфология как раздел науки о языке (обобщение)

1

5.2

Причастие как особая форма глагола

20

4

5.3

Деепричастие как особая форма глагола

14

5

5.4

Наречие

21

8

5.5

Слова категории состояния

2

5.6

Служебные части речи

1

5.7

Предлог

12

5

5.8

Союз

12

3

5.9

Частица

12

5

5.10 Междометия и звукоподражательные слова

4

2

5.11 Омонимия слов разных частей речи

2

1

Итого по разделу
Повторение пройденного материала

101
8

Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и
проверочные работы, диктанты)

10

10

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

№
п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

131

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
10
37

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
I четверть
1

1

Русский язык как развивающееся явление.
Взаимосвязь языка, культуры и истории народа

2

1

6
7

Повторение. Орфография. Правописание гласных в
корне слова (повторение изученного в 5 - 6 классах)
Повторение. Орфография. Правописание приставок
в слове (повторение изученного в 5 - 6 классах)
Повторение. Морфология. Имя существительное,
имя прилагательное, имя числительное.
Правописание
Повторение. Морфология. Местоимение. Глагол.
Правописание
Входная контрольная работа
Монолог и его виды

8

Диалог и его виды

1

9

Контрольное сочинение-рассуждение на экологическую
тему

1

10

Текст как речевое произведение

1

3
4

5

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

03.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275a2c
03.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275e00
04.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1
1

06.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2760da

1

10.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1
1

1

1

10.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
11.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27640e
13.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27659e
17.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
17.09.2024 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

Тезисный план текста. Практикум
Рассуждение как функционально- смысловой тип
речи
Рассуждение как функционально-смысловой тип
речи. Практикум

1
1

1

1

1

16
17
18

Основные виды текста-рассуждения
Основные виды текста-рассуждения. Практикум

1
1
1

19
20

Функциональные разновидности языка
Публицистический стиль

1
1

21

Основные жанры публицистического стиля

1

22

1

23

Основные жанры публицистического стиля.
Практикум
Официально-деловой стиль

24

Основные жанры делового стиля. Инструкция

1

25

Контрольное сочинение на тему: «Любимая или
необходимая работа» (упр.148)

1

12
13
14
15

Контрольное сочинение-рассуждение на тему: «За что я
люблю свою семью?»

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/fa2766fc
18.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

Текст как речевое произведение. Виды информации
в тексте
Тезисный план текста

11

Дата
изучения

1

20.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276d96
24.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
24.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276a4e
25.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276c06

1

27.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
01.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
01.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

02.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
04.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
08.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27771e
08.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277976
09.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277bf6
11.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278042
15.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

1

1

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

28

Морфология как раздел науки о языке. Система
частей речи в русском языке.
Понятие о причастии. Причастие как особая форма
глагола
Признаки глагола и прилагательного у причастия

29

Причастный оборот

1

30

1

31

Причастный оборот. Знаки препинания в
предложениях с причастным оборотом
Действительные и страдательные причастия

32

Полные и краткие формы причастий

1

26
27

1
1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

15.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2781aa
16.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2782d6
18.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27840c
22.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27893e
22.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
23.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278b96
25.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278cc2

1

I четверть – 32 часа
II четверть
33
34
35
36
37
38

Причастия настоящего и прошедшего времени
Образование действительных причастий
настоящего и прошедшего времени
Образование действительных причастий
настоящего и прошедшего времени. Практикум
Образование страдательных причастий настоящего
и прошедшего времени
Образование страдательных причастий настоящего
и прошедшего времени. Практикум
Правописание гласных перед н и нн в полных
причастиях

1
1
1

06.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
08.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
1

1
1
1

1

12.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278fc4
12.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2790f0
13.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27921c
15.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2796b8

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1

43

Правописание гласных перед н и нн в полных и
кратких страдательных причастиях. Практикум
Правописание гласных перед н и нн в полных и
кратких страдательных причастиях и отглагольных
прилагательных
Правописание н и нн в полных страдательных
причастиях и отглагольных прилагательных
Правописание н и нн в кратких страдательных
причастиях и кратких прилагательных
Морфологический анализ причастия

44

Контрольное подробное изложение по упр.198

1

45

Правописание не с причастиями

1

46

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени
Повторение темы "Причастие как особая форма
глагола". Практикум

1

48

Контрольный диктант с грамматическим заданием по
теме «Причастие»

1

49

1

51

Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая
форма глагола
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и
наречия в деепричастии
Деепричастный оборот

52

Деепричастный оборот. Знаки препинания в

1

39
40

41
42

47

50

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

19.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

19.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

20.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279942
22.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1
1
1

1

1
1

1
1

26.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279564
26.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278a74
27.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279bae
29.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279d98
03.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ec4
03.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ffa
04.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a11c
06.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a356
10.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a7ca
10.12.2024 Библиотека ЦОК

№
п/п

53

Тема урока

предложениях с деепричастным оборотом
Правописание не с деепричастиями

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

54
55

Правописание не с деепричастиями. Практикум

56

Деепричастия совершенного и несовершенного
вида
Деепричастия совершенного и несовершенного
вида. Практикум
Деепричастия совершенного и несовершенного
вида в тексте. Подготовка к сочинению
Морфологический анализ деепричастия

1

Морфологический анализ деепричастия. Практикум
Синтаксический и пунктуационный анализ
предложений с деепричастным оборотом.
Практикум
62 Повторение темы "Деепричастие как особая форма
глагола". Нормы употребления деепричастий
II четверть – 30 часов

1
1

57
58
59

Контрольное сочинение-описание картины
С.Григорьева «Вратарь»

60
61

1
1

1
1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/fa27a694
11.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b03a
13.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
17.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
17.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

1

18.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

20.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

24.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27aec8
24.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
25.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27abf8

1
1

27.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b792

1

III четверть
63

Повторение темы "Деепричастие как особая форма
глагола". Практикум

1

64

Контрольный диктант с грамматическим заданием по
теме «Деепричастие»

1

65

Наречие как часть речи

1

1
1

10.01.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
14.01.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
14.01.2025 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Дата
изучения

66

Разряды наречий по значению

1

67
68

Разряды наречий по значению. Практикум
Степени сравнения наречий

1
1

1

17.01.2025
21.01.2025

69
70
71

Степени сравнения наречий. Практикум
Словообразование наречий
Морфологический анализ наречия

1
1
1

1

21.01.2025
22.01.2025
24.01.2025

72

Слитное и раздельное написание не с наречиями на
-о (-е)
Слитное и раздельное написание не с наречиями на
-о (-е). Практикум

1

74

Дефис между частями слова в наречиях

1

75

Слитное и раздельное написание наречий,
образованных от существительных и
количественных числительных
Слитное и раздельное написание наречий,
образованных от существительных и
количественных числительных. Практикум

1

77

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е)

1

78

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).
Практикум
Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

73

76

79

1

1

1

15.01.2025

28.01.2025
1

28.01.2025

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/fa27b8f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ba62
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c3d6
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c6ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ca02
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

29.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cb6a
31.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cd90
1

04.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

04.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d088
05.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
07.02.2025 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

81

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Практикум
Буквы о и а на конце наречий

82
83

Буквы о и а на конце наречий. Практикум
Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1
1

1

84

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Практикум

1

1

85

Повторение темы «Наречие»

1

86

Контрольный диктант с грамматическим заданием по
теме «Наречие»

1

87

Слова категории состояния в системе частей речи

1

88

Слова категории состояния и наречия

1

89

Служебные части речи в русском языке

1

90

Предлог как часть речи

1

91

Предлоги производные и непроизводные

1

92

Предлоги производные и непроизводные.
Практикум
Предлоги простые и составные

1

80

93

1

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/fa27d5a6
11.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
11.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d83a
12.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
14.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d9c0
18.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
18.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dc36
19.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dd9e
21.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27df1a
25.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e262
25.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e5b4
26.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e866

1

1

28.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27edf2
04.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ef3c
04.03.2025 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Дата
изучения

94
95

Предлоги простые и составные. Практикум
Правописание предлогов

1
1

1

05.03.2025
07.03.2025

96

Правописание предлогов. Практикум

1

1

11.03.2025

97

Употребление предлогов в речи

1

98
99

Употребление предлогов в речи. Практикум
Морфологический анализ предлога

1
1

100 Повторение темы «Предлог»

1

101 Повторение темы «Предлог». Практикум

1

102 Союз как часть речи

1

103 Разряды союзов

1

11.03.2025
1

12.03.2025
14.03.2025
18.03.2025

1

18.03.2025

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/fa27eb0e
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ec44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f19e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f450
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f586
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f6b2
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

19.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f978
21.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27faa4

III четверть – 41 час
IV четверть
104 Разряды союзов. Практикум

1

105 Сочинительные союзы

1

106 Подчинительные союзы

1

107 Правописание союзов

1

1

02.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fbd0
04.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fd60
08.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fe82
08.04.2025 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Дата
изучения

108 Правописание союзов. Практикум

1

109 Союзы и союзные слова

1

11.04.2025

110 Союзы в простых и сложных предложениях
111 Морфологический анализ союза

1
1

15.04.2025
15.04.2025

112 Повторение темы «Союз»

1

16.04.2025

113 Повторение темы «Союз». Практикум
114 Частица как часть речи

1
1

115 Разряды частиц

1

116 Разряды частиц. Практикум
117 Правописание частиц

1
1

118 Правописание частицы не

1

119 Правописание частицы не. Практикум
120 Разграничение частиц не и ни

1
1

1

121 Разграничение частиц не и ни. Практикум
122 Выборочное изложение по упр.161

1
1

1

123 Повторение темы «Частица»

1

1

1

1

09.04.2025

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/fa2803b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2804ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94310
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa280634
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba948f6

18.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
22.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94d6a
22.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9510c
23.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
25.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95a26
29.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95918
29.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
30.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9562a
06.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
06.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95b3e
07.05.2025 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

124 Повторение темы «Частица». Практикум

1

1

125 Повторение темы «Служебные части речи».
Практикум
126 Контрольная итоговая работа за курс 7 класса

1

1

127 Междометия и звукоподражательные слова в
системе частей речи
128 Междометия и звукоподражательные слова.
Практикум
129 Морфологический анализ междометия
130 Междометия и звукоподражательные слова в
разговорной и художественной речи. Практикум
131 Омонимия слов разных частей речи

1

IV четверть – 28 часов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1

1

1
1

1

1

131

10

37

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/fba95d6e
13.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95e86
13.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
14.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97c0e
16.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9612e
20.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96516
20.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/7/
21.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96340
23.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9696c

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
М.: Касатых Е.А. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации и поурочные
разработки. - М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».