1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса основы православной культуры 6 класса
составлена на основе:
- образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 г. Сальска;
- примерной программы основного и среднего общего образования по основам
православной культуры;
- программы по основам православной культуры для 6 класса и авторской программы
протоирей Виктор Дорофеев, Диякон Илья Кокин, О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко
М.ООО «Русское слово учебник 2019г.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно - нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования
универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и
непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Для реализации программы основного общего образования по основам православной
культуры нормативный срок -2 года, 5-6 класс.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования предмет основы православной культуры
изучается в 5-6 классе. Учебный предмет «Основы православной культуры» входит в
предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и
является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего
образования.
Предмет «Основы православной культуры» проводится за счёт часов части учебного
плана, формируемой образовательными учреждениями. Данная примерная программа
рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), но согласно календарному графику
прохождения учебного материала в МБОУ СОШ №4 города Сальска в 6 А, В классах33часа/1 час в неделю/, в 6 Б классе- 34 часа/1 час в неделю/
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на
духовно-нравственном наследии Православия;
сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
сформированность мировоззрения соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего
в себя основы православной традиции;
нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм
Православия;
готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства,
агрессии и другим негативным социальным явлениям;
готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи,
определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;
умение самостоятельно соотносить свои земные цели с духовно-нравственными
нормами Православия;
способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия
собственных действий;
умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели
Познавательные УУД:
2
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать
информацию;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения.
Коммуникативные УУД:
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
умение давать оценку с духовных позиций конфликт генным ситуациям и
предотвращать их.
Предметные результаты
На предметном уровне в результате освоение курса «Основы православной культуры»
Выпускники научатся:
раскрывать сущность христианских заповедей;
формулировать основные духовно-нравственные нормы Православия;
характеризовать основные явления духовно-нравственного порядка в современном
мире;
формулировать и объяснять смысл жизни человека с позиций Православия;
излагать основные воззрения христианства на устройство духовного мира;
характеризовать основные средства совершенствования христиан;
определять и характеризовать основные этапы жизни человека в контексте
духовно-нравственного развития;
анализировать с духовных позиций проблемы современного мира;
критически анализировать источники информации, касающиеся проблем
духовности;
использовать полученные знания и освоенные умения в повседневной жизни для
определения собственных жизненных целей.
излагать точку зрения Православия на дальнейшую судьбу современного мира.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (предусмотрено ФГОС ООО. Согласно статье 87Федерального закона
от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в основные
образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах
духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных
принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых
религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
3
Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных
в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями
(законными представителями) обучающихся.
Введение преподавания «Основ православной культуры» в систему общего
образования вызвано широким образовательным запросом на изучение православной
культуры. Очевидно, что повышенный интерес к Православию возник не случайно.
Многие разного рода негативные явления нашего времени (порочные зависимости,
преступность, фактическое разрушение института семьи и др.) заставляют обратить
особое внимание на проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения. Всё более очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина,
провоцирующая многие негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого
человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и
извращение его мышления, воли, чувств, веры. Становление и развитие личности в
обществе и государстве настоящее время основано на представлении о человеке,
игнорирующем духовные основы его бытия. Такое представление было господствующим
в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего
предшествовавшего столетия, во многом продолжает господствовать и доныне. Очевидно,
это оказывает негативное влияние на многих россиян. Люди утрачивают смысл жизни,
радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет
человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.
В настоящее время появляется всё более отчетливое понимание того, что
обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем
которого с давних времён являлось и является сейчас Православие – реальный путь
выхода из сложившейся ситуации.
Курс «Основы православной культуры» для 6 класса даёт возможность
сформировать у обучающихся ценностные жизненные ориентации на основании духовнонравственных норм Православия. В нём раскрываются основные мировоззренческие
положения Православия через описание жизни и подвигов святых.
Основной целью курса «Основы православной культуры» в 6 классе является
духовно-нравственное развитие – «осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов, отношение к себе, другим
людям, обществу, государству, отечеству, мира в целом».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Путь жизни
Нравственный выбор в жизни человека. Путь жизни и путь смерти. Поиски потерянного
рая. Святость.
Основные понятия и термины: путь жизни, святость.
От Адама до Авраама: вера и доверие
Сущность понятия вера. Вера Адама и Евы. Вера как доверие Богу: истории жизни Ноя и
Авраама.
Основные понятия и термины: вера.
Основные персоналии: Адам, Ева, Ной, Авраам.
Пророк Моисей: урок смирения
Детство Моисея. Становление пророка. Путешествие в землю обетованную. Десять
заповедей.
Основные понятия и термины: пророк, смирение, заповеди.
Основные персоналии: пророк Моисей.
Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается
Ветхозаветные герои: источник силы и героизма. Судья Гедеон. История Самсона. Царь
Давид:
4
приход к власти. Покаяние псалмопевца (царя Давида).
Основные понятия и термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние.
Основные персоналии: Гедеон, Самсон, царь Давид.
Спаситель: ранами Его мы исцелились
В ожидании Спасителя: пророчества о Христе. Первородный грех. Новый Адам.
Искушение Иисуса Христа. Смысл Тайной вечери и смерти Иисуса Христа.
Основные понятия и термины: первородный грех, искушение, Тайная вечеря.
Основные персоналии: Иисус Христос, Адам, пророк Исайя.
Заповеди блаженства: грех и покаяние
Новый завет: заповеди блаженства. Различие ветхо и новозаветных заповедей. Первые
две
заповеди: чистота сердца, смирение, покаяние. Притча о блудном сыне. История мытаря
Закхея.
Основные понятия и термины: заповеди блаженства, грех, покаяние, смирение.
Основные персоналии: Иисус Христос, Закхей.
Заповеди блаженства: жажда правды
Истина, способы её познания. Следование истине и отстаивание справедливости.
Познание истины через подвиг. Подвиг Я. Корчака. Евангельская история
слепорождённого. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, истина, подвиг.
Основные персоналии: Иисус Христос, Я. Корчак, Иоанн Креститель.
Заповеди блаженства: земля кротких
Божественная сущность: видение пророка Илии. Третья заповедь блаженства: «Блаженны
кроткие…». «Блаженны миротворцы…». Притча о немилосердном заимодавце. Прощение
в христианской традиции.
Основные понятия и термины: заповеди блаженства, кротость, милосердие, прощение.
Основные персоналии: Иисус Христос, пророк Илия.
Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн
Апостолы – ученики Иисуса Христа. Призвание Петра и Иоанна. Исповедание веры,
отречение и покаяние апостола Петра. Апостол Иоанн – любимый ученик Иисуса Христа.
Пятидесятница. Служение апостолов Петра и Иоанна после Вознесения Христа.
Основные понятия и термины: апостол.
Основные персоналии: апостолы Пётр и Иоанн.
Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел
Жизнь Савла до обращения в христианскую веру. Принятие христианства.
Миссионерская
деятельности апостола Павла. Источник подвигов апостола. Мученическая смерть
апостола Павла.
Основные понятия и термины: апостол.
Основные персоналии: апостолы Павел и Сила.
Готово сердце моё, Боже
Мученичество в христианской традиции. История первомученника архидьякона Стефана.
Подвиг Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Основные понятия и термины: мученики.
Основные персоналии: первомученик архидьякон Стефан, мученицы Вера, Надежда,
Любовь и мать их София.
Воины Царя Небесного
Мученический подвиг Георгия Победоносца. Икона «Чудо Георгия о змие». Подвиг
сорока севастийских мучеников.
Основные понятия и термины: мученики.
Основные персоналии: великомученик Георгий Победоносец, сорок севастийских
Выбор императора: святой Константин Великий
Лик равноапостольных святых. Детство и юность Константина. Война Константина с
Максенцием
5
– «Сим победишь!» Миланский эдикт 313 г. и политика императора Константина
Великого в отношении христиан.
Основные понятия и термины: равноапостольные святые, свобода вероисповедания.
Основные персоналии: Константин Великий.
Светильники Церкви Христовой
Распространение ересей. Лик святителей. Борьба с арианством. Жизнь и творения трёх
святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Основные понятия и термины: ересь, святитель, арианство
Основные персоналии: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Сокрытые в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник
Лик преподобных. Особенности подвига монашества. Жизнь и подвиги Антония
Великого. Наставления Антония Великого. Подвижничество Симеона Столпника.
Основные понятия и термины: преподобный, подвиг, столпничество.
Основные персоналии: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник.
Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника
Мудрость и духовное рассуждение. Жизни преподобного Ефрема Сирина. Великопостная
молитва Ефрема Сирина. Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица». Борьба с
унынием.
Основные понятия и термины: преподобный, духовное рассуждение , праздность,
уныние, празднословие, целомудрие, любоначалие, покаяние, «Лествица».Основные
персоналии: преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник.
Рука дающего не оскудеет
Праведность в Православии. Жизнеописание Филарета Милостивого. Сущность
милосердия.
Основные понятия и термины: праведник, милосердие.
Основные персоналии: праведный Филарет Милостивый, великая княгиня Елизавета
Фёдоровна
Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян
Образование святых братьев. Призвание на служение в Моравию. Составление славянской
азбуки перевод на славянский язык богослужебных текстов. Значение деятельности
Кирилла и Мефодия в русской культуре.
Основные понятия и термины: древнеславянский и церковнославянский языки.
Основные персоналии: равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья
Княжеские междоусобицы в древней Руси. Князь Владимир: до и после Крещения.
Значение принятия христианства. Святые князья Борис и Глеб. Подвиг князя Михаила
Черниговского. Основные понятия и термины: крещение Руси,мученичество.
Основные персоналии: равноапостольный князь Владимир,святые мученики князья Борис
и Глеб, Михаил Черниговский.
За други своя
Сила Руси – в единстве. Жизнь и подвиги князя Александра Невского. Даниил
Московский.
Основные персоналии: Александр Невский, Даниил Московский.
Богатыри духа
Значение служения духовенства в Русской православной церкви. Святитель Алексий
Московский и Дмитрий Донской. Подвиг патриарха Гермогена в Смутное время.
Основные понятия и термины: духовенство, Смутное время.
Основные персоналии: митрополит Алексий Московский, Дмитрий Донской, Владимир
Серпуховской, патриарх Гермоген.
Игумен земли Русской
Жизнь и духовные подвиги преподобного Сергия Радонежского. Основание ТроицеСергиева монастыря. Благословение князя Дмитрия Донского и русского войска перед
Куликовской битвой. Ученики Сергия Радонежского.
6
Основные персоналии: преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий
Московский, Андрей Ослябя, Александр Пересвет, преподобный Стефан Пермский.
Лучезарная Оптина
Оптина пустынь. Подвиг старчества. Плеяда оптинских старцев. Преподобные Амвросий
и Нектарий Оптинские: жизнь и духовные наставления.
Основные понятия и термины: старчество, духовное рассуждение.
Основные персоналии: преподобные Амвросий, Нектарий и другие оптинские старцы.
Пред ними склонялись сильные мира сего
Сущность подвига юродства. Новгородские юродивые Николай и Фёдор. Юродивые и
Иван Грозный. Жизнеописание Василия Блаженного.
Основные понятия и термины: юродство, юродивые.
Основные персоналии: святые Николай и Фёдор Новгородские, Василий Блаженный.
Христианин в неволе
Святой Иоанн Русский – подвижник в неволе. Особенности сохранения православия в
иноверной среде. Подвиг Йозефа Шульца во время Второй мировой войны. Основные
персоналии: святой Иоанн Русский, Йозеф Шульц.
Свет Христов просвещает всех
Миссионеры в Русской Америке: служение святителя Иннокентия (Вениаминова).
Распространение
Православия в Японии: святитель Николай (Касаткин).
Основные понятия и термины: миссионерство.
Основые персоналии: святители Иннокентий (Вениаминов), Николай (Касаткин).
Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский
Детство и юность Иоанна. Начало служения. Иоанн Кронштадтский и дети. Духовные
рассуждения праведного Иоанна Кронштадтского.
Основные понятия и термины: пастырская деятельность.
Основные персоналии: праведный Иоанн Кронштадсткий.
Род праведных благословится
Жизнь и подвиги праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Род праведной
Иулиании. Георгий Михайлович Осоргин.
Основные понятия и термины: праведник, милосердие.
Основные персоналии: праведная Иулиания Лазаревская (Осоргина), Г. М. Осоргин.
В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века
Русская
православная церковь в ХХ в. Новомученики и исповедники
Российские. Священном ученик Вениамин Петроградский. Икона новомученников и
исповедников Российских.
Основные понятия и термины: новомученники и исповедники Российские.
Основные персоналии: священномученник Вениамин Петроградский, священномученник
Пётр (Полянский), новомученницы великая княгиня Елизавета Фёдоровна и монахиня
Варвара.
Главное в жизни – делать добро
Жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Основные понятия и термины: исповедник
Основные персоналии: святитель Лука(Войно-Ясенецкий).
История одной любви
7
Герои Отечественной войны 1812 г. История одной любви: Маргарита Нарышкина и А.А.
Тучков. Создание Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле. Памятники
героям Отечественной войны 1812 г.
Основные персоналии: М. М. Тучкова (Нарышкина), А. А. Тучков, Н. А. Тучков,
митрополит Филарет (Дроздов).
Герои нашего времени
Героизм и современность. Алексей Талай. Подвиг Андрея Туркина в Беслане. Героизм
Шаварша Карапетяна.
Основные понятия и термины: героизм, героический поступок.
Основные персоналии: А. Талай, А. Туркин, Ш. Карапетян.
Впереди у нас вечность
Праздник Сретения Господня. Православное отношение к старости. Подведение итогов
года.
Основные понятия и термины: Сретение.
Основные персоналии: праведный Симеон.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименовани Модуль рабочей программы
воспитания «Школьный
е раздела
урок»
Колич
ество
часов
(всего)
Из них (количество
часов)
Проек Экску Контро
ты
рсии
льные
работы
1
1
Путь жизни
-Уроки в школьном музее
-День Знаний.
-Уроки мужества
4
2
Судьи ,цари и
пророки
2
1
3
Заповеди
блаженства
-Урок – диспут «День
толерантности».
-Урок – общения. День Героев
Отечества.
-Урок «Мужества»
-День матери в России
-Урок памяти День
неизвестного солдата
Международный женский день
3
1
4
Свидетели
Благой вести
День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг
за пределами Отечества
«День космонавтики.
Гагаринский урок "Космос - это
мы"
2
5
Отдавшие
жизнь за
Христа
6
Выбор
императора
-День солидарности в борьбе с
терроризмом
-Уроки в школьном музее
-Коллективная работа
«Жостовский поднос»
-Урок – диспут «День
толерантности».
-Урок – общения. День Героев
Отечества.
1
2
4
1
8
7
Милосердие
праведника
8
Святые
проповедники
веры
-Урок «Мужества»
-День матери в России
-Урок памяти «День
освобождения г. Сальска от
фашистских захватчиков».
День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг
за пределами
--Интеллектуальный турнир
«Древние образы в народном
искусстве»
День Победы советского народа
в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 годов
Международный день семьи
День государственного флага
Российской Федерации
ВСЕГО
9
1
8
1
34
4
2
1
Примерные темы проектов:
1.Иллюстрируем дни творения
2. Отражение заповедей в литературных произведениях для детей
3. Забота о своей душе и о пользе ближнего моего
4. Русские святые-воины.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урок
а
Тема урока (номер параграфа
в учебнике)
Колич Дата
ество
проведения
часов
6 «А, В»
6 «Б»
1 четверть
1.
Путь жизни
1
06.09
04.09
2.
От Адама до Авраама: вера и доверие
1
13.09
11.09
3.
Пророк Моисей: урок смирения
1
20.09
18.09
4.
Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи
совершается
1
27.09
25.09
5.
Спаситель: ранами Его мы исцелились
1
04.10
02.10
6
Заповеди
блаженства: грех и покаяние
Заповеди
блаженства: жажда правды
1
11.10
09.10
1
18.10
16.10
Заповеди
блаженства: земля кротких
1
25.10
23.10
8
8
7
8
1ЧЕТВЕРТЬ-8
Конторльных работ -0
9
2 четверть
9
Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн
1
08.11
06.11
10
Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел
1
15.11
13.11
11
Готово сердце моё, Боже
1
22.11
20.11
12
Воины Царя Небесного
1
29.11
27.11
13
Выбор императора: святой Константин Великий
1
06.12
04.12
14
Светильники
Церкви Христовой
Сокрытые в пустыне: преподобные
Антоний Великий
и Симеон Столпник
Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и
Иоанна Лествичника
1
13.12
11.12
1
20.12
18.12
1
27.12
25.12
8
8
15
16
2ЧЕТВЕРТЬ-8
Контрольных работ-0
3 четверть
17
Рука дающего не оскудеет
1
10.01
15.01
18
Святые Кирилл и Мефодий – просветители
славян
1
17.01
22.01
19
Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые
князья
1
24.01
29.01
20
За други своя
1
31.01
05.02
21
Богатыри духа
1
07.02
12.02
22
Игумен земли Русской
1
14.02
19.02
23
Лучезарная Оптина
1
21.02
26.02
24
Пред ними склонялись
сильные мира сего
1
28.02
05.03
25
Христианин в неволе
1
07.0
12.03
26
Христианин в неволе
1
14.03
19.03
27
Христианин в неволе
1
21.03
3ЧЕТВЕРТЬ-11
Контрльных работ- 0
11
10
4 четверть
28
Свет Христов просвещает всех
1
04.04
02.04
29
Всероссийский батюшка: святой
Иоанн Кронштадтский
1
11.04
09.04
30
Род праведных
Благословится. Контрольная работа: проект «Святые
1
18.04
16.04
10
Земли Русской»
31
В конце всех победителей
победит Христос: новомученники ХХ века .
контрольная работа.
1
25.04
23.04
32
Главное в жизни – делать добро
1
16.05
30.04
33
История одной любви
1
23.05
07.05
34
Герои нашего времени
1
14.05
35
Герои нашего времени
1
21.05
4ЧЕТВЕРТЬ
Контрольная работа-1
ВСЕГО ЗА ГОД
Контрольная работа-1
6
8
33
34
Примерный перечень дополнительной литературы по курсу «Основы православной
культуры»
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.,1991.
2.Библия и русская литература. Хрестоматия. СПб,1995
3.Изучение православной культуры. - М., школьная пресса, 2008.
4.Громыко М.М. Буганов А.В.О воззрениях русского народа. - М.:2000
5.Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.:1991.
6.Клибанов А.И.Духовная культура средневековой Руси. М.,1994.
7. 3.Яншина О.Н. История русской православной церкви: Элективный курс. – М.,5 за
знания, 2007
8. Монастыри и храмы Москвы. - справочник, М.,006
Электронные ресурсы
http://bibleonline.ru – Библия Он-лайн. Русский синодальный перевод. Церковнославянский текст.
http://days.pravoslavie.ru – православный календарь.
http://www.otdelro.ru – Отдел религиозного образования и катехизации
РусскойПравославной Церкви (ОРОИК РПЦ).
http://media.otdelro.ru – Православное
образование. http://www.verav.ru – сайт «Вера и
время».
http://vologda-eparhia.ru/category – методические-материалы – раздел сайта
вологодскойепархии, содержащий курс занятий по основам православной культуры.
http://vos.1september.ru –Основы православной культуры. Издательский дом «1
сентября». http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html –12 уроков Православия.
11
12