ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
- примерной программы основного общего образования по географии;
- программы по географии основного общего образования под редакцией Душиной И.П.
Рабочая программа реализуется через УМК «Сферы» по географии Дронов В.П.
География. Россия: Природа, население, хозяйство. 9 класс, Ориентирована на учебник
Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы.М.: Дрофа, 2019.
Рабочая программа в своем содержании отражает основной минимум географических
знаний, являющийся обязательным для изучения в 9 классе общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по географии для
основного (общего) образования с учетом требований государственного стандарта.
Рабочая программа построена на основе комплексного географического подхода и
синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. В основу
содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и
деятельности человека и общества.
Курс «География России. Хозяйство» завершает базовое географическое образование,
создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание
связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами,
решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой
евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования
духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их
уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического
и эстетического образования школьников.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета
«География» на этапе основного общего образования. В том числе: в 9 классе — 68 часов,
из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Оценочные практические работы в программе выделены полужирным
начертанием.
Главная цель — формирование целостного представления об особенностях природы,
населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание
гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей
страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социальноответственного поведения в российском пространстве; развитие географического
мышления.
Задачи:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и
целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных
компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в
котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические
региональные процессы и явления;
показать
большое
практическое
значение
географического изучения
взаимосвязей природных, экономических,
социальных,
демографических,
этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также
географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем
России и ее регионов.
2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения
Выпускник научится:
- ответственному отношению к учебе;
- опыту участия в социально значимом труде;
- целостному мировоззрению;
- осознанному , уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку,
его мнению;
- коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в
процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- основам экологической культуры.
Воспитание личности с активным географическим мышлением, воспитание свободно и
творчески мыслящей личности. Воспитание личности с представлением о целостности
окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах,
встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных
странах, своеобразие истории и условий современной жизни их жителей.
- Формирования духовности ,воспитания патриотизма, интернационализма будущих
граждан России, уважения их к культуре, истории ,не только своей Родины ,но и других
стран и народов, экономического и эстетического воспитания.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД
Выпускник получит возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
3
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные УУД
Выпускник научиться:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметныерезультаты
Выпускник получит возможность научится:
выявлятьдостоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России.
Определять по картам особенности географического положения основных ресурсных баз
набор представленных в них полезных ископаемых.
Выявлять по картам и сравнивать природно-ресурсный капитал крупных районов России
Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России.
Определять по картам особенности географического положения основных ресурсных баз
набор представленных в них полезных ископаемых.
Выявлять по картам и сравнивать природно-ресурсный капитал крупных районов России.
Определять по статистическим данным долю видов экономической деятельности в
производственном капитале России и степень его износа.
Анализировать по картам распределение производственного капитала по территории
страны районов России
Выпускник получит возможность научиться устанавливать экономические следствия
концентрации запасов газа на востоке страны, а основных потребителей на западе.
4
Высказывать мнение о воздействии газовой промышленности и других отраслей ТЭК на
состояние окружающей среды и мерах по её охране.
Наносить на контурную карту основные районы добычи газа и магистральные
газопроводы. Сопоставлять карту размещения газовой промышленности с картой
плотности населения, формулировать выводы.
Составлять характеристику одного из газодобывающих районов по картам и
статистическим материалам
Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям
эксплуатации, строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости
электроэнергии».
Выпускник научится выявлять причинно-следственные связи в размещении
гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании
или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социальноэкономического развития страны.
Аргументировать необходимость экономии электроэнергии. Наносить на контурную
карту крупнейшие электростанции разного типа
Выпускник научится аргументироватьконкретными примерами решающее воздействие
машиностроения на общий уровень развития страны.
Выпускник научится выявлять по картам главные районы размещения отраслей
трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую
часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей
машиностроения в промышленности.
Наносить на контурную карту
крупнейшие центры машиностроения России
выпускник научится находить информацию(в Интернете и других источниках) об
использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них.
Выпускник получит возможность научиться сопоставлять по картам географию
месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной
металлургии. Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной
металлургии тяжёлых металлов.
Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать
главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого
производства
Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль
важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве.
Приводить примеры (из контекста реальной жизни) изделий химической
промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа
основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и
ввозимом сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека
химических производств и объяснять их
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей.
Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок
и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять
роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной
промышленности.
Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной пррезультаты. Выявлять
существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.
Определять по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными
посевами тех или иных культур.
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (16 часов)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое
районирование (6 часа)
Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная
структура хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними.
Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий.
Территориальная структура хозяйства, её основные элементы и типы. Основная зона
хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в
перспективе.
Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на
развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и
геоэкономического положения России.
Человеческий капитал и качество населения. Человеческий капитал, его доля в
национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения.
Перспективы развития человеческого капитала России.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Соотношение понятий
«трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные
сферы занятости населения. Перспективы развития рынка труда.
Природно-ресурсный
капитал. Доля природно-ресурсного капитала в
национальном богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов.
Геологическая изученность территории России. Основные черты географии природных
ресурсов страны. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора
хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.
Практическая работа №1. Анализ экономических карт для определения
типов территориальной структуры хозяйства.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (14 часов)
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.
Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных
угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства.
Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота.
География животноводства.
Практическая работа №2. Объяснение зональной специализации сельского
хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.Легкая
и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время.
География
легкой
и
пищевой
промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные
отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном
комплексе.
Проблемы
лесного
комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России.
Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее
территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.
Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы
угольных
районов.
Пр. р №3 «Сравнительная характеристика угольных бассейнов России»
Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки
и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.
6
Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ —
современный вид топлива.
Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России.
Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности
влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России.
Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия,
их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения.
Современная география черной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны.
Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на
квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками
деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование.
Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.Практическая работа №4. Определение
по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической
промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая
промышленность и окружающая среда.
Практическая работа №2 Составление схемы межотраслевых связей химической
промышленности.
Понятие инфраструктуры.
Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по
технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.
Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного
комплекса.
Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества.
Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни
людей.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма.
Рекреационные районы.
Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического
разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение
специализации географических районов во времени.
Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».
Практические работы.
- Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы
добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).
- Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического
производства. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере
машиностроения или лесного комплекса.
- Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).
- Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным
производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей,
оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.
- Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных
районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с
благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.
7
Раздел II РАЙОНЫ РОССИИ (34 часа)
Тема 1. Европейская часть России (21 час)
Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф; климат, реки. Природнохозяйственные зоны. Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до
и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.
Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства.
Географическое положение, его изменение в различные периоды.
Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения.
Район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и
культуры. Народные промыслы.
Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его
формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в
1990-х гг.
Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций.
Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр.
Московская агломерация.
Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные
функции городов.
Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства.
Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный
комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия.
Территориальная структура и города района.
Практическая работа №3 Составление географических маршрутов по
достопримечательным местам Центральной России
Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историкокультурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.
Северо-Запад. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в
разные периоды российской истории. Особенности природы. Балтийское море и
Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы.
Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.
Санкт-Петербург, его основание и этапы развития, связи с Россией. Особенности
промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи.
Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр
русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.
Практическая работа №5. Создание презентационных материалов столицах России.
«Визитная карточка» города. Москва и Санкт -Петербурга
Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное
географическое положение. «Контактное» экономико-географическое положение области
как ресурс ее развития.
Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое
и Баренцево: природные особенности, хозяйственное использование, место в русской
культуре и истории. Поморы.
Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России.
Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.
Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие.
Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения
и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение
природных условий.
Этническая и культурная неоднородность района.
8
Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли
специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их
решения.
Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономикогеографического положения и этапы развития.
Европейский Юг России.
Природные условия. Каковы особенности рельефа Крыма и Северного Кавказа? Чем
объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и
почвенных ресурсов?
Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические
ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей
способствовало богатство Северного Кавказа полезными ископаемыми? Какие отрасли
промышленности являются ведущи-ми в районе?
Народы Крыма и Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района?
Каковы особенности культуры на- родов Кавказа?
Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы
проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы?
Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?
Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.
Пограничное положения Урала в природном и социально-экономическом отношении.
Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры
широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение
его роли в хозяйстве России.
Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военнопромышленного комплекса.
Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана
природы.
Обобщение знаний позападным районам России. Общие черты и проблемы
западных районов России. Пути решения проблем.
Тема 2. Азиатская часть России (11 часов)
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные
реки. Высотная поясность.
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный
морской путь, его значение.
Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».
Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы
развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после
распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.
Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные
ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.
Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их
выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.
Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды.
Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской
культуре.
Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной
комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.
Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их
изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные
явления.
9
Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и
хозяйственное использование.
Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.
Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района.
Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы
восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России.
Обобщение знаний по разделу «Районы России».
Практическая работа:
Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географическому
положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.
Тема 3. Россия в мире (1 час)
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве
в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и
сопредельные страны.
Географии Ростовской области (12 часов)
Экономико-географическое положение Ростовской области.
Экономика области. Общая характеристика: вхождение в рынок.
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность как основа техникоэнергетического комплекса области. Электроэнергетика. Крупные электростанции.
Машиностроительный комплекс: машиностроение и металлообработка – ведущие
отрасли
экономики.
Специализация
машиностроения:
сельскохозяйственное
(производство комбайнов, тракторных культиваторов, машин для уборки подсолнечника и
др.), транспортное (электровозы, вертолёты, судостроение).Многопрофильность
машиностроения: производство экскаваторов, кузнечно-прессового оборудования,
шарикоподшипников, котлов для ТЭС, АЭС и др.
Комплекс конструкционных материалов. Химическая промышленность – ведущая
отрасль комплекса. Производство синтетических волокон, эмали, цинковых белил,
микроудобрений, фармацевтических препаратов, жирозаменителей, моющих средств,
бытовой химии (краски, олифа).
Промышленность строительных материалов: производство железобетонных конструкций,
шифера, керамической плитки, кирпича, щебня, извести.
Аграрно-промышленный комплекс. Сельское хозяйство – основа аграрнопромышленного комплекса. Сельскохозяйственная специализация области. Земледелие:
производство зерна (пшеница, ячмень, кукуруза, просо, рис, рожь), технических культур
(подсолнечник, клещевина, горчица). Овощеводство, садоводство, виноградарство.
Скотоводство (мясо-молочное, молочно-мясное, мясное). Звероводство – новая отрасль
животноводства. Сельскохозяйственные районы.
Пищевая промышленность – одна из ведущих отраслей экономики. Производство
подсолнечного масла, плодоовощных и рыбных консервов, шампанских вин, табачных
изделий. Комбинат детского питания. Территориальная организация аграрнопромышленного комплекса.
Практическая работа №7 Промышленность Ростовской области.
Социальный комплекс. Лёгкая промышленность: кожевенно-обувная, текстильная,
кожгалантерейная, производство ковров, бумаги. Музыкальных инструментов, посуды,
мебели, часов, холодильников и т.д. Сфера услуг.
Транспортный комплекс: виды транспорта. Единая транспортная система области.
Транспортные узлы: г. Ростов-на-Дону, Таганрог, Усть-Донецк, Каменск-Шахтинский,
Волгодонск, Белая Калитва.
Территориальная организация экономики: крупнейшие промышленные центры, узлы,
районы. Территориально-производственные связи. Ростовская область в системе
внутрироссийского разделения труда. Современное состояние политической,
экономической, социальной ситуации.
10
Проблемы и перспективы развития области. География административного района.
Географическое положение. Исторические сведения о районе. Особенности
географической среды, её территориальная структура; характер антропогенного
ландшафта, ресурсы.
География родных мест (на уровне своего населённого пункта).
Достопримечательности и особенности географической среды родных мест.
Важнейшие объекты (природные, хозяйственные, культурные). Будущее родных мест.
Экологическая ситуация в Ростовской области.
Практические работы:
- Составление схемы производственной структуры аграрно-промышленного комплекса.
- Транспорт Ростовской области.
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА СОСТАВЛЕНО С УЧЕТОМ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№ Раздел
Модуль
школьный урок
1
Хозяйство России.
Общая характеристика
хозяйства.
Географическое
районирование
2
Главные отрасли и
межотраслевые
комплексы
3
Районы России .
Европейская часть
Всего
уроков
Визуальные
6
образы
Правилаучебных
кабинетов
Вовлечение в
олимпиадное
движение
Внутриклассное 17
шефство
Акция«Ярчевмес
те»
Международный
деньтолерантнос
ти
вовлечениевпрое
ктноисследовательск
уюдеятельность
Интерактивныеф 20
ормыучебнойдея
тельности
ДеньКонституци
иРФ
Практи
ческих
работ
1
Проект
ов
3
2
3
1
1
1
Контрол
ьные
работы
1
вовлечениевпрое
ктноисследовательск
уюдеятельность
4
Районы России .
Азиатская часть.
Предметная
неделя
14
2
5
Россия в мире
Деньвоссоедине
нияРоссиисКры
мом
2
1
6
Хозяйство Ростовской
области
7
2
Итого
Деньгосударстве
нногофлагаРосс
ийскойФедераци
и
6812
6
1
1
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАССА
12
№
П.
п
1
2
Раздел, тема
1 четверть
Раздел 1.
Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства.
Географическое районирование.
Введение. Что изучает экономическая география России?
Понятие хозяйства. Структура хозяйства
Географическое положение как фактор развития хозяйства
Количес
тво
часов
Дата
6
1
2 .09
1
5.09
1
4
Человеческий капитал и качество населения. Трудовые
ресурсы и экономически активное население России
Природно-ресурсный капитал.
5
Входная контрольная работа
1
6
1
7
Производственный капиталПрактическая работа №1.
Анализ экономических карт для определения типов
территориальной структуры хозяйства.
Раздел 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
17
1
8
Животноводство
1
9
Практическая работа №2. Объяснение зональной
специализации сельского хозяйства на основе анализа и
сопоставления нескольких тематических карт.
1
Легкая и пищевая промышленность. АПК
ТЭК. Топливная промышленность.Угольная промышленность
Пр. р №3 «Сравнительная характеристика угольных
бассейнов России»
Нефтяная промышленность Газовая промышленность
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс. Черная металлургия
Цветная металлургия
1четверть –16 часов
Контрольных работ - 1
Практических работ – 3
2 четверть
Машиностроение.
1
1
1
Практическая работа №4.Определение по картам
размещения трудоемкого и металлоемкого
машиностроения.
1
Химическая промышленность.
1
3
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
9.09
12.09
16.09
19.09
23.09
26.09
30.09
1
1
1
1
1
3.10
7.10
10.10
14.10
17.10
21.10
24.10
7.11
11.11
14.11
13
20
21
Лесная промышленность
Транспорт.
1
1
22
1
24
Информационная структура Связь. Наука и образование.
Коммунальное хозяйство.
Урок обобщения по теме «Отрасли хозяйства России»
Контрольная работа №1
Раздел 3. Районы России. Европейская часть.
Восточно-Европейская равнина. Волга.
20
1
25
Центральная Россия: состав, ГП, особенности населения.
1
26
Хозяйство Центрального района.
1
27
Центрально-Черноземный район.
1
23
1
18.11
21.11
25.11
28.11
2.12
5.12
9.12
12.12
Волго-Вятский район
Северо-Западный район. ГП, природа, население.
Практическая работа №5. Создание презентационных
материалов о столицах России «Визитная карточка» города.
Москва и Санкт -Петербурга
1
1
1
1
26.12
32
Калининградская область.
2 четверть – 14 часов
Практических работ – 2
3 четверть
Европейский Север. ГП, природа.
1
9.01
33
Этапы развития хозяйства Европейского Севера.
1
28
29
30
31
16.12
19.12
23.12
13.01
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Пр. р № 6 Выявление и анализ условий для развития
хозяйства Европейского Севера
Роль Европейского Севера в развитии культуры.
Поволжье. ГП, природа.
Население и хозяйство Поволжья.
Северный Кавказ. Природные условия и население
Хозяйство Северного Кавказа
Практическая работа №7. Сравнение двух и более
экономических районов России по заданным
характеристикам.
1
Урал. ГП и природа.
Этапы развития района и современное хозяйство.
Города Урала. Проблемы района.
Урок обобщение по теме:»Уровень экономического
развития районов Европейской части»
Раздел 4. Азиатская часть России.
Природа Сибири.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Арктические моря.
1
1
1
1
16.01
1
1
1
1
1
20.01
23.01
27.01
30.01
3.02
15
1
1
1
6.02
10.02
13.02
17.02
20.02
24.02
27.02
14
47
48
Природные условия и ресурсы Западной Сибири.
Население и хозяйство Западной Сибири.
1
1
49
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.
1
50
Пр. р № 8 Сравнение географического положения Западной и
Восточной Сибири
1
Хозяйство Восточной Сибири.
Байкал.
1
1
51
52
3.03
6.03
10.03
13.03
17.03
20.03
3 четверть – 21 часов
Практических работ – 3
4 четверть
53
Дальний Восток.
1
54
Население и хозяйство Дальнего Востока.
1
55
56
Природные условия и ресурсы морей Тихого океана.
Пр.р №9 Выявление особенностей и проблем развития
Дальнего Востока, связанных с его географическим
положением.
Урок обобщение по теме: «Основные проблемы развития
районов Азиатской России».
Россия в мире
Внешние экономические связи России.
Практическая работа №. 10 Составление картосхем и других
графических материалов, отражающих экономические,
политические и культурные взаимосвязи России с другими
государствами.
1
1
Раздел 5. География своей области.
ЭГП области в пределах России.
Практическая работа №11. Экономико-географическая
характеристика Ростовской области.
Политико-административное устройство.
Хозяйство. Формирование основных особенностей
экономики.
Промышленность. Ведущие предприятия.
Практическая работа №12. «Промышленность Ростовской
области»
7
1
57
58
59
60
61
62
63
64
Сельское хозяйство. Транспорт Ростовской области
3.04
7.04
10.04
14.04
1
2
1
1
17.04
21.04
24.04
28.04
1
1
6.05
12.05
1
15.05
1
19.05
65 Повторение по теме «Хозяйство Ростовской области»
4 четверть – 13 часов
Практических работ – 4
Контрольных работ - 1
Год – 65 часов
Контрольных работ – 2
Практических работ - 12
1
22.05
15
16
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9В КЛАССА
№
П.п
Раздел, тема
1 четверть
Раздел 1.
Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства.
Количес
тво
часов
Дата
6
17
1
2
Географическое районирование.
Введение. Что изучает экономическая география России?
Понятие хозяйства. Структура хозяйства
1
Географическое положение как фактор развития хозяйства
1
1 .09
5.09
3
4
Человеческий капитал и качество населения. Трудовые
ресурсы и экономически активное население России
Входная контрольная работа
5
1
1
1
7
Природно-ресурсный капитал. Производственный капитал
Практическая работа №1. Анализ экономических
карт
для
определения
типов
территориальной
структуры хозяйства.
Раздел 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
17
1
8
Животноводство
1
9
Практическая работа №2. Объяснение зональной
специализации сельского хозяйства на основе анализа и
сопоставления нескольких тематических карт.
1
Легкая и пищевая промышленность. АПК
ТЭК. Топливная промышленность.Угольная
промышленность
Пр. р №3 «Сравнительная характеристика угольных
бассейнов России»
Нефтяная промышленность Газовая промышленность
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс. Черная металлургия
Цветная металлургия
1
1
6
10
11
12
13
14
15
16
12.09
15.09
19.09
1
22.09
26.09
29.09
3.10
1
1
1
1
1
6.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
1четверть – 16 часов
Контрольных работ - 1
Практических работ – 3
2 четверть
17
Машиностроение.
1
18
Практическая работа №4. Определение по картам
размещения трудоемкого и металлоемкого
машиностроения.
1
Химическая промышленность.
1
19
7.11
10.11
18
20
21
Лесная промышленность
Транспорт.
1
1
22
1
24
Информационная структура Связь. Наука и образование.
Коммунальное хозяйство.
Урок обобщения по теме «Отрасли хозяйства России»
Раздел 3. Районы России. Европейская часть.
Восточно-Европейская равнина. Волга.
1
20
1
25
Центральная Россия: состав, ГП, особенности населения.
1
26
Хозяйство Центрального района.
1
27
Центрально-Черноземный район.
1
23
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
1.12
5.12
8.12
28
29
30
31
32
Волго-Вятский район
Северо-Западный район. ГП, природа, население.
Практическая работа №5. Создание презентационных
материалов о столицах России «Визитная карточка»
города. Москва и Санкт -Петербурга
1
1
1
Калининградская область.
Европейский Север. ГП, природа.
1
1
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
2 четверть – 15 часов
Практических работ – 2
33
3 четверть
Этапы развития хозяйства Европейского Севера.
1
9.01
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Пр. р № 6 Выявление и анализ условий для развития
хозяйства Европейского Севера
Роль Европейского Севера в развитии культуры.
Поволжье. ГП, природа.
Население и хозяйство Поволжья.
Северный Кавказ. Природные условия и население
Хозяйство Северного Кавказа
Практическая работа №7. Сравнение двух и более
экономических районов России по заданным
характеристикам.
1
Урал. ГП и природа.
Этапы развития района и современное хозяйство.
Города Урала. Проблемы района.
Урок обобщение по теме:»Уровень экономического
развития районов Европейской части»
Раздел 4. Азиатская часть России.
Природа Сибири.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Арктические моря.
Природные условия и ресурсы Западной Сибири.
1
1
1
1
12.01
1
1
1
1
1
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
15
1
1
1
1
2.02
6.02
9.02
13.02
16.02
20.02
27.02
2.03
19
48
Население и хозяйство Западной Сибири.
1
49
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.
1
50
Пр. р № 8 Сравнение географического положения
Западной и Восточной Сибири
1
51
52
Хозяйство Восточной Сибири.
Байкал.
1
1
53
Дальний Восток.
1
6.03
9.03
13.03
16.03
20.03
23.03
3 четверть – 21 час
Практических работ - 3
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
4 четверть
Население и хозяйство Дальнего Востока.
1
Природные условия и ресурсы морей Тихого океана.
Пр.р №9 Выявление особенностей и проблем развития
Дальнего Востока, связанных с его географическим
положением.
Урок обобщение по теме: «Основные проблемы развития
районов Азиатской России».
Россия в мире
Внешние экономические связи России.
Практическая работа №. 10 Составление картосхем и
других графических материалов, отражающих
экономические, политические и культурные взаимосвязи
России с другими государствами.
1
1
Раздел 5. География своей области.
ЭГП области в пределах России.
Практическая работа №11. Экономико-географическая
характеристика Ростовской области.
Политико-административное устройство.
Хозяйство. Формирование основных особенностей
экономики.
Промежуточная аттестация
7
1
Промышленность. Ведущие предприятия.
Практическая работа №12. «Промышленность
Ростовской области»
Сельское хозяйство. Транспорт Ростовской области
Транспорт Ростовской области
Повторение по теме «Хозяйство Ростовской области»
Повторение по теме «Хозяйство Ростовской области»
3.04
6.04
10.04
1
2
1
1
13.04
17.04
20.04
24.04
1
1
27.04
4.05
1
11.05
1
15.05
1
1
18.05
25.05
29.05
30.05
4 четверть – 16 часов
Практических работ – 4
Контрольных работ - 1
Год – 68 часов
Контрольных работ – 2
20
Практических работ - 12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Горобец Максима
№
П.п
Раздел, тема
Колич
ество
часов
Дата
1 четверть
21
1
2
Раздел 1.
Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства.
Географическое районирование.
Введение. Что изучает экономическая география России?
Понятие хозяйства. Структура хозяйства
6
Географическое положение как фактор развития хозяйства
1
1
1 .09
3.09
3
4
Входная контрольная работа
Человеческий капитал и качество населения. Трудовые
ресурсы и экономически активное население России
5
1
1
1
8.09
10.09
15.09
7
Природно-ресурсный капитал. Производственный капитал
Практическая работа №1. Анализ экономических
карт
для
определения
типов
территориальной
структуры хозяйства.
Раздел 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
17
1
8
Животноводство
1
9
Практическая работа №2. Объяснение зональной
специализации сельского хозяйства на основе анализа и
сопоставления нескольких тематических карт.
1
1
1
13
14
15
16
Легкая и пищевая промышленность. АПК
ТЭК. Топливная промышленность.Угольная
промышленность
Пр. р №3 «Сравнительная характеристика угольных
бассейнов России»
Нефтяная промышленность Газовая промышленность
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс. Черная металлургия
Цветная металлургия
1
1
1
1
13.10
15.10
20.10
22.10
17
Машиностроение.
1
27.10
6
10
11
12
1
17.09
22.09
24.09
30.09
1
1.10
6.10
8.10
1четверть –17 часов
Контрольных работ - 1
Практических работ – 3
18
19
2 четверть
Практическая работа №4.Определение по картам
размещения трудоемкого и металлоемкого
машиностроения.
1
Химическая промышленность.
1
10.11
12.11
20
21
Лесная промышленность
Транспорт.
1
1
17.11
19.11
22
24
Информационная структура Связь. Наука и образование.
Коммунальное хозяйство.
Урок обобщения по теме «Отрасли хозяйства России»
Раздел 3. Районы России. Европейская часть.
Восточно-Европейская равнина. Волга.
1
20
1
25
Центральная Россия: состав, ГП, особенности населения.
1
26
Хозяйство Центрального района.
1
27
Центрально-Черноземный район.
1
22
23
1
24.11
26.11
1.12
3.12
8.12
10.12
28
29
30
Волго-Вятский район
Северо-Западный район. ГП, природа, население.
Практическая работа №5. Создание презентационных
материалов о столицах России «Визитная карточка»
города. Москва и Санкт –Петербурга
1
1
1
15.12
17.12
1
24.12
32
3 четверть
Европейский Север. ГП, природа.
1
12.01
33
Этапы развития хозяйства Европейского Севера.
1
31 Калининградская область.
2 четверть – 14 часов
Практических работ - 3
22.12
14.01
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Пр. р № 6 Выявление и анализ условий для развития
хозяйства Европейского Севера
Роль Европейского Севера в развитии культуры.
Поволжье. ГП, природа.
Население и хозяйство Поволжья.
Северный Кавказ. Природные условия и население
Хозяйство Северного Кавказа
Практическая работа №7. Сравнение двух и более
экономических районов России по заданным
характеристикам.
1
Урал. ГП и природа.
Этапы развития района и современное хозяйство.
Города Урала. Проблемы района.
Урок обобщение по теме:»Уровень экономического
развития районов Европейской части»
Раздел 4. Азиатская часть России.
Природа Сибири.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Арктические моря.
Природные условия и ресурсы Западной Сибири.
Население и хозяйство Западной Сибири.
1
1
1
1
19.01
1
1
1
1
1
21.01
26.01
28.01
2.02
4.02
15
1
1
1
1
1
9.02
11.02
16.02
18.02
25.02
2.03
4.03
9.03
11.03
23
49
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.
1
50
Пр. р № 8 Сравнение географического положения
Западной и Восточной Сибири
1
51
Хозяйство Восточной Сибири.
1
16.03
18.03
23.03
3 четверть – 21 часов
Практических работ - 3
4 четверть
52
Байкал.
1
53
Дальний Восток.
1
54
Население и хозяйство Дальнего Востока.
1
55
56
Природные условия и ресурсы морей Тихого океана.
Пр.р №9 Выявление особенностей и проблем развития
Дальнего Востока, связанных с его географическим
положением.
Урок обобщение по теме: «Основные проблемы развития
районов Азиатской России».
Россия в мире
Внешние экономические связи России.
Практическая работа №. 10 Составление картосхем и
других графических материалов, отражающих
экономические, политические и культурные взаимосвязи
России с другими государствами.
1
1
Раздел 5. География своей области.
ЭГП области в пределах России.
Практическая работа №11. Экономико-географическая
характеристика Ростовской области.
Политико-административное устройство.
Хозяйство. Формирование основных особенностей
экономики.
Промежуточная аттестация
7
1
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Промышленность. Ведущие предприятия.
Практическая работа №12. «Промышленность
Ростовской области»
Сельское хозяйство. Транспорт Ростовской области
Транспорт Ростовской области
Повторение по теме «Хозяйство Ростовской области»
Повторение по теме «Хозяйство Ростовской области»
6.04
8.04
13.04
15.04
20.04
1
2
1
1
22.04
27.04
29.04
4.05
1
1
6.05
11.05
1
13.05
1
18.05
1
1
20.05
25.05
27.05
30.05
4 четверть – 18 часов
Практических работ – 4
Контрольных работ - 1
Год – 68 часов
Контрольных работ – 2
Практических работ - 12
24
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9В КЛАССА
№
П.п
Раздел, тема
1 четверть
Раздел 1.
Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства.
Колич
ество
часов
Дата
6
25
1
2
3
4
Географическое районирование.
Введение. Что изучает экономическая география России?
Понятие хозяйства. Структура хозяйства
1
Географическое положение как фактор развития
хозяйства
1
Входная контрольная работа
Человеческий капитал и качество населения. Трудовые
ресурсы и экономически активное население России
1
1
5
1 .09
5.09
7
8
Животноводство
1
9
Практическая работа №2. Объяснение зональной
специализации сельского хозяйства на основе анализа
и сопоставления нескольких тематических карт.
1
Легкая и пищевая промышленность. АПК
ТЭК. Топливная промышленность.Угольная
промышленность
Пр. р №3 «Сравнительная характеристика угольных
бассейнов России»
Нефтяная промышленность Газовая промышленность
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс. Черная металлургия
Цветная металлургия
1
1
10
11
12
13
14
15
16
12.09
1
Природно-ресурсный капитал. Производственный
капитал
Практическая
работа
№1.
Анализ
экономических карт
для определения типов
территориальной структуры хозяйства.
Раздел 2. Главные отрасли и межотраслевые
комплексы.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
6
8.09
15.09
1
19.09
17
1
22.09
26.09
29.09
1
1
1
1
1
3.10
6.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
1четверть –16 часов
Контрольных работ - 1
Практических работ – 3
2 четверть
17
Машиностроение.
1
18
Практическая работа №4.Определение по картам
размещения трудоемкого и металлоемкого
машиностроения.
1
Химическая промышленность.
1
19
7.11
9.11
14.11
20
21
Лесная промышленность
Транспорт.
1
1
17.11
21.11
26
24
Информационная структура Связь. Наука и образование.
Коммунальное хозяйство.
Урок обобщения по теме «Отрасли хозяйства России»
Раздел 3. Районы России. Европейская часть.
Восточно-Европейская равнина. Волга.
1
20
1
25
Центральная Россия: состав, ГП, особенности населения.
1
26
Хозяйство Центрального района.
1
27
Центрально-Черноземный район.
1
22
23
1
24.11
28.11
1.12
5.12
8.12
12.12
28
29
30
31
Волго-Вятский район
Северо-Западный район. ГП, природа, население.
Практическая работа №5. Создание презентационных
материалов о столицах России «Визитная карточка»
города. Москва и Санкт -Петербурга
1
1
1
15.12
19.12
22.12
Калининградская область.
26.12
1
2 четверть – 15 часов
Практических работ - 2
32
Европейский Север. ГП, природа.
33
Этапы развития хозяйства Европейского Севера.
1
9.01
1
12.01
Пр. р № 6 Выявление и анализ условий для развития
хозяйства Европейского Севера
Роль Европейского Севера в развитии культуры.
Поволжье. ГП, природа.
Население и хозяйство Поволжья.
Северный Кавказ. Природные условия и население
Хозяйство Северного Кавказа
Практическая работа №7. Сравнение двух и более
экономических районов России по заданным
характеристикам.
1
1
1
1
1
44
45
46
47
48
Урал. ГП и природа.
Этапы развития района и современное хозяйство.
Города Урала. Проблемы района.
Урок обобщение по теме:»Уровень экономического
развития районов Европейской части»
Раздел 4. Азиатская часть России.
Природа Сибири.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Арктические моря.
Природные условия и ресурсы Западной Сибири.
Население и хозяйство Западной Сибири.
15
1
1
1
1
1
20.02
27.02
2.03
6.03
49
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.
1
13.03
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
16.01
1
1
1
1
1
19.01
23.01
26.01
30.01
2.02
6.02
9.02
13.02
16.02
9.03
27
50
51
52
Пр. р № 8 Сравнение географического положения
Западной и Восточной Сибири
1
Хозяйство Восточной Сибири.
Байкал.
1
1
16.03
20.03
23.03
3 четверть – 20 часов
Практических работ – 3
4 четверть
53
Дальний Восток.
1
54
Население и хозяйство Дальнего Востока.
1
55
56
Природные условия и ресурсы морей Тихого океана.
Пр.р №9 Выявление особенностей и проблем развития
Дальнего Востока, связанных с его географическим
положением.
Урок обобщение по теме: «Основные проблемы
развития районов Азиатской России».
Россия в мире
Внешние экономические связи России.
Практическая работа №. 10 Составление картосхем и
других графических материалов, отражающих
экономические, политические и культурные
взаимосвязи России с другими государствами.
1
1
Раздел 5. География своей области.
ЭГП области в пределах России.
Практическая работа №11. Экономикогеографическая характеристика Ростовской области.
Политико-административное устройство.
Хозяйство. Формирование основных особенностей
экономики.
Промежуточная аттестация
7
1
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Промышленность. Ведущие предприятия.
Практическая работа №12. «Промышленность
Ростовской области»
Сельское хозяйство. Транспорт Ростовской области
Транспорт Ростовской области
Повторение по теме «Хозяйство Ростовской области»
Повторение по теме «Хозяйство Ростовской области»
3.04
6.04
10.04
13.04
1
2
1
1
17.04
20.04
24.04
27.04
1
1
4.05
11.05
1
15.05
1
18.05
1
1
1
1
22.05
25.05
29.05
30.05
4 четверть – 16 часов
Практических работ – 4
Контрольных работ - 1
Год – 68 часов
Контрольных работ – 2
Практических работ - 12
28
29